ЕГЭ по английскому языку состоит из двух частей: письменной и устной.
На выполнение письменной части экзамена отводится 3 часа 10 минут (190 минут). За это время нужно выполнить задания четырех разделов:
- Аудирование
- Чтение
- Грамматика и лексика
- Письмо
Устная часть состоит из четырех заданий на говорение, на ответ дается 17 минут.
Формат ЕГЭ подразумевает набор стандартизированных заданий: то есть все варианты ЕГЭ похожи друг на друга. Экзамен 2022 года построен по тому же принципу, что и в 2021. Это облегчает подготовку 😉 Чтобы справиться с ЕГЭ, достаточно разобраться в структуре экзамена и отработать стратегию выполнения каждого задания. В этом помогают демоверсии и типовые задания ЕГЭ, которые регулярно публикует ФИПИ.
Говорение
Устная часть ЕГЭ по английскому языку включает 4 задания.
Задание 1 — чтение вслух небольшого текста научно-популярного характера
- Максимум за задание — 1 балл
- Время на подготовку — 1,5 минуты
- Время ответа — максимум 1,5 минуты
Задание 2 — условный диалог-расспрос, составление 4 вопросов по заданной теме
- Максимум за задание — 4 балла, по баллу за каждый правильно построенный вопрос
- Время на подготовку — 1,5 минуты
- Время ответа — 1 минута, по 20 секунд на каждый вопрос
Задание 3 — участие в молодежном шоу, ответ на 5 вопросов ведущего
- Максимум за задание — 5 баллов, по баллу за каждый правильный ответ
- Время на подготовку — 0 минут
- Время ответа — 2 минуты, по 40 секунд для ответа на каждый вопрос
Задание 4 — связный монолог-обоснование выбора иллюстрации к проектной работе и выражение своего мнения по проблематике работы
- Максимум за задание — 10 баллов
- Время на подготовку — 2,5 минуты
- Время ответа — 3 минуты
Каждое последующее задание выдается компьютером после окончания выполнения предыдущего задания. Общее время ответа (включая время на подготовку) — 17 минут.
Перейдем к практике и разберем официальный тренировочный вариант ЕГЭ от ФИПИ за 2021 / 2022 ⬇️
Задание 1
1. Слушайте как можно больше научно-публицистических текстов на английском языке.
2. Повторите правила чтения. Найдите аналогичные задания по ЕГЭ за предыдущие годы и читайте их вслух, записывая себя на диктофон или видео.
3. Поймите общий смысл текста. Сознательное чтение гораздо лучше воспринимается на слух, и вы будете совершать меньше ошибок.
4. Если вы не знаете, как читается слово, вспоминайте похожие слова и читайте по аналогии. При подготовке обязательно проверяйте произношение в словаре.
5. Старайтесь читать четко, в комфортном и размеренном темпе. Спешить не нужно. 90 секунд вполне достаточно, чтобы в спокойно прочитать весь текст ☝️
6. Если вы поняли, что ошиблись в чтении какого-то слова — не беда. Перечитайте его правильно. Засчитан будет только последний вариант прочтения слова.
Прочитайте задание 👇
Imagine that you are preparing a project with your friend. You have found some interesting material for the presentation and you want to read this text to your friend. You have 1.5 minutes to read the text silently, then be ready to read it out aloud. You will not have more than 1.5 minutes to read it.
Let's practice! Сначала прочитайте текст про себя. Затем включите аудио и повторите вслед за диктором ⬇️
It is very difficult to say when the picture postcards originated. The evolution of the picture postcard reflects the history of the post service in the world. It is also connected with innovations in printing and photography. We may say the history of the picture postcard started with the postal reform in the UK in the 19th century. This reform made the cost of domestic mail delivery very cheap. The person who wanted to send the mail had to pay for it. A stamp was a way to show that you paid for your mail. Sending mail became popular. People were interested in nice paper and envelopes for their letters. That was the time when a scientist from Austria offered to make cards for sending short messages. Everybody liked the idea very much. The first postcards had very simple designs, but now you can buy beautiful cards with various pictures on them.
Great job! Теперь попробуйте прочитать текст так, как будто вы на экзамене 💯
Задание 2
1. Повторите правила образования вопросов и время Present Simple ☝️
2. Создайте свой список типовых вопросов с примерами. Темы могут быть разными, но структура вопросов всегда одна.
3. Составив список, сделайте максимальное количество тренировочных заданий.
4. Обратитесь к экспертам английского языка, чтобы они проверили ваше творчество 😉
На экзамене оценивается только последний вопрос из прозвучавших за отведенное время для каждого пункта плана. Если вы думаете, что ошиблись, можете задать тот же вопрос правильно в течение 20 секунд.
Время практики! Прочитайте задание 👇
You are considering going on a bicycle trip and now you'd like to get more information. In 1.5 minutes you are to ask four direct questions to find out about the following:
- minimum age;
- duration of the trip;
- number of people in the group;
- accommodation for the night.
You have 20 seconds to ask each question.
Примеры вопросов, которые вы можете составить для Задания 2 ⬇️
На ЕГЭ у вас будет 17 минут для всех заданий по говорению. Во время подготовки разбор задания может длиться дольше и занять несколько уроков. Сохраните страницу, чтобы вернуться к ней позже
Задание 3
1. Каждый ваш ответ должен содержать полную грамматическую основу (подлежащее и сказуемое). Краткий ответ не допускается ☝️
2. Записывайте себя на диктофон. Это поможет убедиться, что вы вписываетесь во время, отведенное для каждого вопроса — по 40 секунд на каждый.
3. Тренируйте понимание английской речи на слух: слушайте подкасты, общайтесь с англоговорящими ровесниками, смотрите фильмы и сериалы на английском.
4. Составьте свой список слов-связок и используйте их при ответе на вопрос и при переходе между вопросами.
5. Повторяйте грамматику и тематическую лексику.
6. Выполняйте как можно больше тренировочных тестов 😎
Перейдем к тренировке. Прочитайте задание 👇
You are going to give an interview. You have to answer five questions. Give full answers to the questions (2–3 sentences). Remember that you have 40 seconds to answer each question.
As for me, | Что касается меня, | |
Hmmm… | Хм… | |
Alright, but in general, | Хорошо, но в целом, | |
That isn't to say it wasn't | Это не значит, что этого не было | |
It's ... actually | Это... на самом деле | |
Basically, | По сути | |
Of course, | Конечно | |
In my opinion, | По моему мнению, | |
I think, | Я считаю, | |
I can say that, | Я могу сказать, что | |
It seems to me that, | Мне кажется, что, | |
To my mind, | На мой взгляд, | |
I would advise/recommend ... | Я бы посоветовал/рекомендовал ... |
Прослушайте вступление к заданию ⬇️
Hello everybody! It's Teenagers Round the World Channel. Our guest today is a teenager from Russia and we are going to discuss summer holidays. We'd like to know our guest's point of view on this issue. Please answer five questions. So, let's get started.
Дальше друг за другом вы услышите 5 вопросов. После каждого будет пауза 40 секунд для вашего ответа ⬇️
What part of Russia do you live in? What's the weather like in summer there? | В какой части России вы живете? Какая там погода летом? | |
What else would you like our listeners to know about your region? | Что еще вы бы хотели, чтобы наши слушатели знали о вашем регионе? | |
What can you tell us about your family? | Что вы можете рассказать о своей семье? | |
How did you spend your summer holidays when you were a kid? | Как вы проводили летние каникулы в детстве? | |
How would you like to spend your summer holidays in 10 years? | Как бы вы хотели провести летние каникулы через 10 лет? |
Примеры ответов ⬇️
I live in Nizhny Novgorod. And hmm, it's in Central Russia. Summer comes at the beginning of June, and usually, it's sunny and warm with an average temperature of +20 there. | |
Well, Nizhny is one of the largest cities in the country. And you know, it's popular among tourists for the Oka and Volga rivers as well as for its rich history. | |
I live with my parents and my younger brother Alex. My mum is an accountant and my dad works as an engineer. As for my little brother, next year he goes to the first grade. Yeah, he's a big boy now. | |
When I was seven, I used to go to the countryside to visit my grandparents during my summer holidays. I played outdoor games with my friends there. We used to ride bikes, go fishing and just have fun around. | |
Actually, in ten years I would like to go to the seaside and try out some new activities, like surfing or paragliding. I think I could do that with my best friend Olga. She is also fond of sport. |
Задание 4
Чтобы получить высший балл за это задание, нужно:
- Раскрыть все пункты плана по порядку. То есть сказать по 3–4 фразы на каждый пункт плана. Если ваш ответ будет содержать менее 7 фраз, вам поставят 0 баллов.
- Сделать вступление с обращением к другу и сказать заключительную фразу.
- Использовать слова-связки для перехода между пунктами плана.
- Допустить не более 3 лексико-грамматических и не более 3 фонетических ошибок.
- Уложиться в отведенное для ответа время — 3 минуты.
Схема идеального ответа
Весь монолог должен четко соответствовать заданной теме ☝️
- Вступительная фраза;
- Краткое описание двух фотографий + обоснование выбора этих фотографий для проекта;
- Формулировка 1–2 различий между фотографиями + обоснование выбора этих фотографий для проекта;
- Обозначение достоинств и недостатков (1–2) по заданной теме;
- Выражение своего мнения по теме проекта;
- Заключительная фраза.
1. Повторите грамматику для описания фотографий: Present Continuous, предлоги места, конструкцию there is/there are, слова-связки.
2. Самостоятельно, на курсах или с преподавателем используйте любую возможность тренировать спонтанную речь: слушайте подкасты, ходите на разговорные клубы, общайтесь с носителями языка.
3. Записывайте себя на диктофон. Попросите того, кто хорошо знает язык, проверить ошибки, чтобы их не повторять.
4. Изучите типичные ошибки, которые часто допускают на экзамене:
- отсутствие вступительной и/или заключительной фразы;
- нет обоснования, почему фото иллюстрируют содержание проекта;
- изменение порядка пунктов плана;
- раскрытие не всех пунктов плана;
- использование Present Simple, а не Present Continuous для описания фотографий;
- ошибки в артиклях, предлогах;
- отсутствие слов-связок.
Помните: у вас все получится! 😎
Перейдем к практике. Ознакомьтесь с заданием 👇
Imagine that you are doing a project “Life without gadgets” together with your friend. You have found some illustrations and want to share the news. Leave a voice message to your friend. In 2.5 minutes be ready to: |
give a brief description of the photos, justifying the choice of the photos for the project; | |
say in what way the pictures are different, justifying the choice of the photos for the project; | |
mention the advantages and disadvantages (1–2) of the two types of books; | |
express your opinion on the subject of the project — whether you would like to live without gadgets and why. |
You will speak for not more than 3 minutes (12–15 sentences). You have to talk continuously. |
Сохраните себе «скелет» ответа ниже 🦴 Предлагаем брать его за основу и просто добавлять всю запрашиваемую информацию!
Вступительная фраза
Hi Mamix, how are you doing? I have sent you some photos for our project “...” and I'd like to say a few words about them. | ||
Hi Anna! I've found a couple of photos for our project “...” and I'd like to share some thoughts about it. | Вместо пропуска говорим тему проекта, которая указана в задании 😎 |
Описание фотографий и обоснование их выбора для проекта
Let me describe them to you. In the first picture, one can see a ... There is a ... in the second picture. These pictures are perfect for our project because they ... | |
In the first picture, there is … or it's a ... | |
The first photo shows ... It looks like ... | |
In the second picture, there is/we can see ... |
Отличия + обоснование выбора фотографий для проекта
Talking about the differences, the key difference is that in the first picture ..., while in the second picture ... So, this difference justifies the choice of the photos as it highlights the topic of our project. | |
These pictures have some important differences ... | |
These pictures show us two different ways to ... (do something) | |
The first pic shows/illustrates ..., while in the second one the ... is using/doing/looking etc. | |
Besides, the ... on the left ..., but the ... in the second picture ... |
Преимущества и недостатки по теме проекта
I believe that the two types of ... presented in the pictures have their advantages and disadvantages. As for the ..., its biggest advantage is that it is ..., while the other one ... | |
Talking about ..., we can say that ... | |
In my opinion, these types of ... have both advantages and disadvantages | |
The main advantage of ... is that ... On the other hand, ... | |
As for ..., one of the advantages is that ... However, ... |
Мнение по теме проекта
Personally, I would/wouldn't like to ... because ... | |
As for me, I would like to/I wouldn't like to ... as |
Завершающая фраза
That's all from me now. Please, get in touch with me and tell me what you think about these photos. |
Пример полного ответа ⬇️
Вступление
Hi Anna! I've found a couple of photos for our project “Life without gadgets” and I'd like to share some thoughts about it.
Описание фотографий + обоснование их выбора для проекта
In the first picture, it's a girl holding a paper book in a library. While in the second photo, we can see a girl sitting on a sofa with an e-reader in her hands. These pictures are perfect for our project because they illustrate life with and without gadgets.
Отличия + обоснование выбора фотографий для проекта
These photos show us two different types of books to get the information. While the girl in the first picture is using a paper book in a public place, the girl in the second photo is reading on an electronic device at home. So, this difference justifies the choice of the photos as it highlights the topic of our project.
Преимущества и недостатки по теме проекта
In my opinion, these types of books have both advantages and disadvantages. Some people choose paper books because they prefer reading a hard copy, turning the pages, and smelling the paper. On the other hand, making paper needs trees, and it is not environmentally friendly. As for digital books, one of the advantages is that students can use them anytime and anywhere. However, reading an e-book is not healthy for the human eyes.
Высказать свое мнение по теме проекта
As for me, I would like to use gadgets. They help me with my school projects, stay in touch with my friends from abroad, and even track the progress of my physical exercises.
Завершающая фраза
Итого: 17 предложений
Поставьте таймер на 3 минуты и попробуйте повторить ответ самостоятельно 😉
На этом все! Не забудьте сохранить эту страницу в социальных сетях и поделиться с друзьями, чтобы готовиться к ЕГЭ вместе